Девичья башня
Девичья башня — одна из самых уникальных башен среди выстроенных в средние века защитных сооружений городской стены.
Построенная почти 700 лет назад башня имеет четырехугольную форму, тогда как прочие башни — круглые или же в форме подковы, и лишь надвратные башни — прямоугольные. С тыльной стороны башня была открыта, стена отсутствовала — сейчас ее заменяют панорамные окна.
Девичья башня вместе с соседней башней Кик-ин-де Кёк, играла важную роль в обороне города — Таллинн не был завоеван вплоть до 18 века. В конце того же столетия крепостная башня была перестроена в двухэтажный жилой дом, в котором проживали некоторые оставившие след в истории люди и известные художники.
В 1970 году башню восстановили и в 1980 здесь открылось кафе “Neitsitorn”.
В начале 21 века Девичья башня попала в водоворот споров о собственности продолжающихся больше десяти лет и стоя без употребления, постепенно ветшала.
В 2013 году Девичья башня вновь открылась, уже как музей.
Девичья башня, называвшаяся в средние века также “башня Мегеде”, была возведена одновременно с постройкой участка крепостной стены в границах современного Сада Датского короля, предположительно в 1360-70 гг.. Небольшой мыс c юго-восточной стороны холма Тоомпеа, на котором возвышается стена, в средние века называли “рогом Большой Крепости” Малой горой. После того, как в 1362 году под гору переместили городские ремесленные мастерские (marstall) это место получило прозвище Marstallmägi (горка ремесленного двора). Название оставалось в употреблении вплоть до приватизации этого участка в конце 18 века. С начала 19 века территория была известна по именам ее владельцев: долгое время как сад Нестлера, затем сад Лиманна и сад Сиверса. В 1930-е годы это место было известно как Королевский сад, полагали что рядом когда-то останавливался король Швеции. Название “Сад датского короля” вошло в употребление только в 1960 годах и исторически его можно связать с правлением короля Дании Эрика VI Менведа, по распоряжению которого эта небольшая часть холма Тоомпеа отошла Нижнему городу в 1310 г.
Не ясно, проходил ли оборонительный периметр в этом месте и раньше через “рог” или же вначале он располагался в другом месте. Историк архитектуры Рейн Зобель предполагал, что первоначально стена проходила несколько ниже — по линии современной улицы Рюйтли. Однако в этом случае, остающаяся у самой границы города возвышенность могла бы стать отличной исходной позицией для нападающих. Поэтому, вероятнее всего, данный участок и раньше был занят защитным сооружением. Теперь же здесь построили надежную стену, представлявшую в городских укреплениях Таллинна 14 века тип защитных сооружений с характерными арочными нишами.
Изначально Девичья башня была трехэтажным, четырехгранным в основании сооружением, тыльная сторона которого, обращенная в сторону города, была открыта. Такой тип башен был распространен в первой половине 14 века в г.Висбю. Этажи отделялись деревянными перекрытиям, которые опирались на выступы постепенно утончавшихся стен. Из счетных книг магистрата выясняется, что в 1455-56 гг. Девичья башня была усилена — по всей видимости, было добавлено два этажа. В 1456 г. у башни появилась крыша. В том же году, в одном из счетов отмечено “большое яблоко для башни Мегеде”, в другом упомянута плата меднику Бентхеле за изготовление трех яблок для флюгеров и самих флюгеров для башен, среди которых упоминается и башня Мегеде.
Начиная с 14 века, при усовершенствовании городских укреплений необходимо было все больше считаться с развитием и распространением огнестрельного оружия. В 1470-80 гг., когда по соседству с Девичьей башней была построена мощная оружейная башня Кик ин де Кек, городская стена между Девичьей и Надвратной башней Люхике ялг была серьезно усилена дополнительной кладкой. Поднимаясь над оборонным ходом старой стены, она выросла до тех размеров, что мы видим сегодня. Новый, покрытый крышей боевой ход был задуман уже исключительно для огнестрельного оружия. На это указывает заложенный в основания бойниц короткий поперечный брус — бревенчатый лафет, на который можно было опереть ручное оружие большого калибра, например аркебузу.
Осада Таллинна 1577 года могла порядком потрепать и Девичью башню. Так или иначе, в наступившую вслед за Ливонской войной эпоху земляных укреплений значение подобных башен старого типа снизилось. В начале 18 века башня сохраняется 4 этажной, а столетие спустя, сохранилось лишь два с половиной этажа.
В конце 18 века башня и прилегающая территория перешли в частные руки, первым владельцем недвижимости стал оружейных дел мастер Йоханн Фридрих Кюнленц.
На планах Тоомпеа, составленных в 1820 г., а также на обмерных чертежах Таллинна 1820-25 гг. видно, что Девичья башня уже перестроена под жилье.
Известие 1842 г. сообщает, что стоящая между садом умершего часовщика Нестлера (т.е. садом Датского короля) и Тоомпеа, совершенно обветшавшая двухэтажная башня с плоской деревянной крышей приведена в порядок, и на обоих ее этажах располагается жилье. Это сооружение, некогда открытое со стороны старого города, оживилось фасадом в стиле классицизм с большими окнами, а также обзавелось подвалом. Фасад был выгнут наружу — видимо, для получения дополнительного объема помещений.
Штукатурная отделка на нижних этажах имитировала квадровую кладку, верхние этажи разделяли пилястры с коринфскими капителями.
Башня как жильё
Среди владельцев недвижимости по адресу Люхике ялг 9, были часовщик Нестлер, камергер Александр фон дер Пален, купец Юлиус Лиманн, Георг Сиверс, живописец Отто Арронг и крупный предприниматель Август Кимберг.
Второй этаж дома под свое ателье снимал акварелист Карл Александр фон Винклер.
В годы первой Эстонской Республики в Девичьей башне работали братья-близнецы, художники Кристьян (1918-20 гг.) и Пауль Рауд (1914-1930 гг.). В 1945 г., потеряв во время войны свой дом в Кадриорге, в башне поселился выдающийся архитектор Карл Бурман-старший, живший здесь до своей смерти в 1965 году.
Архитектор поселился на втором этаже, где в его распоряжении кроме квартиры-студии на 50 м2, находились также встроенные в толстые стены кладовая и ванная. В квартиру можно было попасть через пристроенную с юго-восточной стороны башни лестничную клетку. На планах 1955 г. видно также построенную в стене лестницу, находившуюся с северо-западной стороны, которая вела со второго этажа на чердак. Словно сопротивляясь тем скромным условиям, в которые закинула его судьба, К.Бурман составил великолепный эскиз перестройки Девичьей башни в виллу с балконом и садом на крыше, так и оставшийся не осуществленным.
Реставрация, 20-й век
В середине 20-го века приведение в порядок исторических городских укреплений, которое до того было случайным и исходило из практических нужд, приобрело систематический, научно обоснованный характер. В Таллинне этому способствовало взятие под охрану государства пояса средневековых городских укреплений как уникального памятника архитектуры.
Реставрационные и консервационные работы на отрезке стены, который включает в себя Девичью и Конюшенную башни, начались в 1951 году. В 1973 г. был готов проект архитектора Тиины Талвику (Линна) по реставрации Девичьей башни. Основываясь на архивных данных и фундаментальных изысканиях Виллема Раама, была поставлена задача восстановить башню в ее средневековом величии. Для этого над сохранившейся частью были надстроены два этажа, а саму башню украсил черепичный кивер. Для кафе, которое планировалось открыть в башне, под землей были выстроены просторные технические помещения и кухня, оригинальным решением для тыльного фасада, вновь открытого со стороны старого города, стали большие окна во всю ширину стены на трех верхних этажах.
В 19 веке Девичью башню окружили небольшие пристройки из дерева. Также как и фасад в стиле классицизма, их решено было снести, и со стороны Кик ин де Кёк вырос корпус вспомогательных помещений (вестибюль, туалеты) с узким мезонином. Это помогло сохранить внутреннее пространство башни от раздробления. Пристройку увенчала галерея, которая своей односкатной крышей и фахверковым каркасом имитировала прежний оборонный ход на городской стене, и в то же время служила запасным выходом со второго этажа башни. Этажи башни соединила массивная деревянная лестница; рустикальный вид внутреннему убранству придала дизайнер Аала Булдасе.
Республиканское реставрационное управление завершило работы в канун 1981 года. Неповторимая атмосфера кафе Девичьей башни с открытой на оборонной галерее летней террасой, вскоре сделали ее одним из самых притягательных мест в городе; тем более что в последнее десятилетие советской власти в Таллинне доступные увеселительные заведения можно было пересчитать по пальцам.
21 век. Споры о собственности.
В начале 21 века Девичью башню захватил нескончаемый, как казалось, водоворот споров о собственности. Свои интересы имело и государство (на тот момент собственник башни через Riigi Kinnisvara AS), и город, и арендаторы помещений, и правопреемники довоенных собственников. В то же время, стоявшая с 2004 г. без крыши башня стала разрушаться с ужасающей быстротой.
Решение появилось летом 2010 года, когда Таллинн выкупил у правопреемников права собственности на башню и прилегающую территорию.
Наряду с модернизацией инженерных сетей, заменой амортизированных частей и прочими крайне необходимыми работами, было проведено также архитектурно-строительное обновление башни. Плотная квадратная разбивка смотрящих в сторону старого города окон и галереи была заменена большими панорамными окнами, был поднят горизонтальный брус, который до этого загораживал вид на город прямо на уровне глаз. Также существенно расширило возможности использования Девичьей башни, включенной в состав Таллиннского городского музея, соединение ее с башней Кик ин де Кёк с помощью пристроенной к стене крытой галереи. За счет преобразования складских помещений, на подземном этаже площадью почти 70 квадратных метров удалось организовать конференц-зал для гостей. Дневной свет проникает в зал через три световых потолочных фонаря, стеклянные пирамиды которых оживляют террасу перед башней.
Заметные изменения претерпел интерьер Девичьей башни. Если внутреннее убранство предыдущего периода отличал строгий минимализм, то мотивы современного дизайна от Майле Грюнберг привлекают взгляд смелым и красочным сплавом различных эпох и стилей. Интерьер подвального этажа башни обогащают расчищенные росписи потолка. Речь идет о гербе и лозунге, запечатленных здесь в 1920-х гг. и свидетельствующих о деятельности существовавшей в то время русской корпорации Таллиннского Техникума “Боэтея”.
Как Девичья башня получила свое имя?
Современное название Девичьей башни значительно моложе её самой. Уже начиная с первого упоминания в 1373 г. в списке комендантов башен, средневековые источники последовательно используют название Meg(h)ede t(h)orn(e). Происхождение названия можно объяснить с одной стороны, заимствованием из эстонского языка — “Mägede torn” (Башня на горе), с другой стороны, именем жившего в этой части города гражданина Таллинна Хинса Мегхе (Hins Meghe). Последний, по данным списка, не был в числе комендантов башни, но как богатый горожанин, мог быть начальником строительства в чьи обязанности входило находить мастеров и решать финансовые вопросы с магистратом. Наименование башен в честь таких “генеральных подрядчиков” было довольно распространенным обычаем в средневековом Таллинне.
Связью с юной служанкой или (сенной) девушкой, Девичья башня обязана прибалтийско-немецкой народной этимологии, которая адаптировала средневековое название и ввела в оборот более романтичное Mägdeturm и Mädchenthurm (Mädchen (нем.) — девушка). Наследовавшее ему эстонское название Neitsitorn — Девичья башня, по всей видимости широко укоренилось только в период между мировыми войнами, при этом в путеводителях 20-х годов встречается также форма “Neiutorn”.